Welcome
to generic
family academy

Что такое ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА?

ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА?

Одна из важнейших задач, которую ставят перед собой педагоги нашего детского центра - развить в ребенке творческое воображение, смекалку, научить мыслить широко и нестандартно. Именно поэтому, мы включили в программу занятия по ТРИЗ.

Давайте разбираться, что это же скрывается за этой аббревиатурой и почему этот предмет внедряют в систему обучения ведущих мировых университетов?

1. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач– это методика и алгоритмы решения творческих задач в любой области знаний, которые позволяют развивать творческое (изобретательское) мышление и качества творческой личности.

Десятки мировых корпораций (Mitsubishi, Samsung, Hewlett Packard, General Electric, Siemens и пр.) в своей работе применяют методики ТРИЗ, имеют специальные отделы по ТРИЗ-инновациям или привлекают к разработкам ТРИЗ-консультантов.

2. ТРИЗ создавалась и была заточена под техническое применение, в помощь изобретателям. Однако со временем ТРИЗ оказалась востребованной в самых разных сферах деятельности, в бизнесе, политике, рекламе, гуманитарных науках, искусстве и пр., благодаря своей универсальности.

3. ТРИЗ учит креативности, учит решать открытые творческие жизненные задачи, у которых нет четкого условия, которые могут решаться разными способами и иметь различные результаты.

4. ТРИЗ меняет мышление: человек не просто видит проблему, а может перевести ее в задачу, а значит, он встает в активную позицию решателя, и многое становится ему по плечу.

5. Гениями рождаются, но чтобы сохранить в себе гениальность– необходимо развивать в себе творческую личность - именно этому и учит ТРИЗ.

Были получены интересные результаты теста креативности, проведенного в рамках специального проекта NASA, который был разработан специально, чтобы оценить и измерить творческий потенциал дошкольников.

Тест проводился на 1600 детях в возрасте от 4 до 5 лет. Оказалось, что в топовую категорию теста, рассматриваемую психологами как «гениальность», попало 98 % детей! Результат получился настолько странным, что NASA опять заинтересовались и провели тот же тест, на тех же детях, но уже в возрасте 15 лет. Гениев среди них оказалось менее 12%! Среди взрослых процент гениальности упал до 2-х!

6. ТРИЗ – это способ сделать невозможное реальным!

Ещё в древние времена люди мечтали подняться в воздух и научиться летать, подобно птицам. История донесла до нас немало свидетельств попыток различных людей смастерить крылья и полетать. До недавнего времени самостоятельные полеты считались невозможными и фантастическими. Пока в 1903 году не был официально зафиксирован первый полет самолета, изобретенного американцами братьями Райт. Не за горами тот день, когда то, что было фантастикой еще несколько лет назад (искусственный интеллект, клонирование человека и пр.), станет реальностью.

Миру нужны бесстрашные изобретатели!

7. Для творчества нужно вдохновение. А если его нет? Долго ли его ждать и где его найти?

ТРИЗ решает и эту задачу. Целый блок РТВ (развитие творческого воображения) призван научить легко фантазировать. ТРИЗ собрала воедино мировой опыт сочинительства и предлагает такие приемы и способы, использование которых приводит к новым открытиям, сильному решению, нестандартному мышлению.

8. ТРИЗ учит использовать знания из разных сфер системно.

Все слышали фразу, приписываемую Фрэнсису Бэкону: «Знание – сила». Сложно спорить с общепризнанными авторитетами. Всем нам говорили, что надо хорошо учиться, получать «пятерки», и нас ждет прекрасное будущее.

Однако, есть и другое мнение. А. Л. Минц, радиофизик, инженер, разработчик систем связи и радиолокации, так говорил про выпускников школы: «Очень часто они напоминают мне фаршированную щуку. В этой щуке чего только нет. Вот только плавать она уже никогда не будет».

Это яркий образ человека, напичканного знаниями, который так и не смог найти им достойное применение в жизни.

Так что ценность не в самих знаниях, а в способности их применять в быстро меняющихся условиях жизни.

9. Заниматься по системе ТРИЗ можно и нужно с самого раннего возраста.

Светлана Ивановна Гин, ведущий сотрудник международной Лаборатории «Образование для новой Эры», канд. пед. наук, автор книги «Занятия по ТРИЗ в детском саду», а также многочисленных пособий для учителей начальных классов, мама четверых детей советует:

«Если мы говорим про систему образования, то есть успешный опыт занятий по ТРИЗ с детьми 2-3 летнего возраста. Если же использовать ТРИЗ как инструмент мышления, то не стоит задавать возраст формально, а отталкиваться от момента, когда ребенок начинает осознанно пользоваться речью. Возьмем литературный пример и рассмотрим его как задачу: «Наша Таня громко плачет». Давайте подумаем, как Тане можно достать мяч? Палочкой. А если палочки нет. Если была бы лужа, она могла бы зайти. Но в речку она не зайдет, она может сама утонуть. Искать лодку — лодки нет и т. д. Ребенок предлагает варианты, и мы их вместе оцениваем с точки зрения эффективности. Искать решения можно интуитивно, используя метод проб и ошибок, а можно сознательно, применяя приемы ТРИЗ».

10. Понятие креативности очень объемное и включает в себя и способность самостоятельно мыслить, и способность создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления, и умение смотреть на объект под разным углом зрения.

Ключевым моментом является то, что это способность, а значит, ее можно (и нужно) развивать.

Мир постоянно меняется, появляются новые сферы и профессии, новые требования и задачи.

Девиз ТРИЗ-педагогов:«Мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, – в мире будущего».


Голосование:


Где вы провели летние каникулы:

На даче - 33.3%
В городе - 44.4%
За границей - 22.2%